Что нужно знать о моторном масле

Моторное масло применяется для смазывания двигателя внутреннего сгорания, обеспечивая его заданный ресурс. При условии точного соответствия индекса вязкости, плотности и других эксплуатационных характеристик смазочного материала конструктивным особенностям мотора гарантируется надежная и безопасная работа двигателя. Правильный выбор моторного масла позволяет обеспечить защиту деталей автомобиля от преждевременного износа и поломок в условиях экстремальных нагрузок.

Виды масел

Моторное масло состоит из двух типов компонентов: основы и присадок.
В зависимости от вида основы масла подразделяют на минеральные, синтетические и полусинтетические.

Минеральные также называются нефтяными). Это масла высокой вязкости, которые представляют собой первичный продукт переработки нефти. Они требуют относительно частой замены и оптимально подходят для двигателей старше 10 лет.

Синтетические. Различные модификации синтетического масла получают путем химической переработки продуктов перегонки нефти. Они отличаются низкой вязкостью, большим сроком эксплуатации и обеспечивают повышенную защиту двигателя. Синтетические масла могут использоваться в экстремальных температурных условиях.

Полусинтетические. Это смесь двух типов моторных масел, в которой 50-70% занимает минеральная составляющая и 30-50% - синтетическая. Разновидности полусинтетических масел дешевле полностью синтетических и при этом более эффективны по сравнению с минеральными.

Моторное масло подразделяют по температурному режиму эксплуатации, учитывая степень его вязкости. Этот показатель напрямую влияет на то, при какой температуре можно завести двигатель. Так, к примеру, по классификации SAE (Society of Automotive Engineers) выделяют:

  • летние масла. Обозначаются цифрой без дополнительного буквенного индекса (SAE 20, 30, 40 и т.п.). Это могут быть ГСМ (горюче-смазочные материалы) с любым типом основы;
  • зимние масла. В маркировке присутствует литера W и цифры, обозначающие температурный режим использования (SAE 0W, 5W, 10W, 15W и т.п.). К данному виду масел относится большинство синтетических;
  • всесезонные масла. ГСМ, которые можно использовать как летом, так и зимой, помечаются двойной маркировкой – к примеру, SAE 5W30. Обычно всесезонными бывают полусинтетические или синтетические масла.

Классификация моторных масел

Существует несколько систем классификации масел. Каждая из них имеет свою географическую область происхождения и собственные условные обозначения.

По API

Данную систему разделения моторных масел создали сотрудники Американского института топлива (American Petroleum Institute) в 1969 году. Неофициальное название API в России – «классы по качеству масел». Согласно системе API, все масла подразделяются на два вида: для дизельных и бензиновых двигателей, для каждого из которых существуют свои критерии качества. По сути, API определяет, какому набору требований соответствует ГСМ определенного класса.

Что означает маркировка API?

На этикетках моторных масел информация о классах по системе API представлена в следующем виде: API S*, API C*, либо API S*/C*, где вместо звездочки следует буквенный код, обозначающий класс масла.

Первая буква означает вид ГСМ:

  • «S» - для бензинового двигателя; 
  • «C» - для дизельного агрегата. 

При возможности применять моторное масло в любом типе двигателя ему присваиваются одновременно два класса. В этом случае в названии они разделены наклонной чертой вида API S*/C*. Первое место занимает тот класс, который согласно мнению производителя двигателя является предпочтительным. В приведенном примере представлен ГСМ, рекомендуемый для бензинового двигателя, но допущенный к применению и в дизельном.

По ACEA

Классификация масел по ACEA представляет собой европейскую альтернативу американской системе API. Наличие знака ACEA свидетельствует о том, что данный продукт был протестирован EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management System) - независимой организацией, которая отвечает за соответствие качества моторного масла европейским стандартам.

После последней редакции стандарта, которая производилась в 2004 году, все виды моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей были объединены в единую категорию. В то же время производители масел часто используют в маркировке систему обозначений от 2002 года. Это сделано в целях удобства автолюбителей: в руководствах к эксплуатации автомобилей, выпущенных до 2002 года, в допусках указаны старые обозначения рекомендуемых масел.

Что означают буквы в маркировке АСЕА?

Классификация масел ACEA в редакции от 2004 г. подразделяет ГСМ на три категории:

  • А/В – базовые серии моторных масел, предназначенные для использования в бензиновых и дизельных двигателях. Данная категория включает все ранее разработанные классы А и В (до 2004 г. – для бензиновых и дизельных агрегатов соответственно). Существует четыре подкатегории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.
  • С – была введена в новой редакции. В категорию входят те серии моторных масел, которые разрабатывались с учетом экологического стандарта Euro-4. Данные масла могут использоваться при наличии в конструкции автомобиля катализаторов выхлопа и сажевых фильтров. Существует три подкатегории: С1-04, С2-04, С3-04.
  • Е – категория моторных масел, предназначенных для использования в дизельных двигателях спецтехники и тяжелого транспорта. В 2004 году добавились две новых подкатегории (Е6 и Е7).

По ILSAC

Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC - International Lubricant Standardization and Approval Committee) был создан по инициативе Американской (ААМА) и Японской (JAMA) ассоциации производителей автомобилей. Данный орган был уполномочен присваивать собственные категории ГСМ, изготавливаемым на рынках США и Японии.

Каждое масло, проходящее сертификацию по стандарту ILSAC, тестируется по ряду параметров, в том числе по вязкости, летучести, фильтруемости при низких температурах, склонности к пенообразованию и другим.

Что означает маркировка ILSAC?

По стандарту ILSAC классифицируются все типы бензиновых и дизельных двигателей, производимые с 1972 года. Существует 5 классов для бензиновых двигателей (SE, SF, SG, SH и SJ) и 6 – для дизельных (CC, CD, CE, CF, CG, CH).

 

Информация с официального сайта Castrol.