Вопрос - ответ

  1. Можно ли осуществить переход с минерального масла на синтетическое?
  2. Может ли синтетическое масло стать причиной течи в сальниках, уплотнителях или самом двигателе?
  3. Насколько важно при замене масла использовать ту же марку и тип?
  4. Когда моторное масло приобретает чёрный цвет, это означает, что его пора заменить?
  5. Насколько важно использовать рекомендуемые моторные масла и правда ли, что синтетические масла используются только в высококлассных автомобилях или при экстремальных температурных условиях?
  6. Являются ли синтетические масла менее экономичными, чем минеральные?
  7. От чего зависит время эффективной работы моторного масла?
  8. Изменяются ли свойства моторных масел в процессе эксплуатации?
  9. Чем отличается синтетическое масло от минерального?
  10. Чем обуславливается ресурс работы масла?

 

1. Можно ли осуществить переход с минерального масла на синтетическое?

Конечно, и обратно тоже. Факт наличия полусинтетических моторных смазочных материалов однозначно говорит о том, что синтетика и минеральное масло могут сосуществовать друг с другом. Проблема заключается в том, чтобы подобрать ГСМ, в которых будут сочетаться как основы, так и присадки. Существует несколько общих правил:

  • минеральные масла совместимы с полусинтетическими, а также с ГСМ гидрокрекинга;
  • практически любое минеральное масло может быть совмещено с синтетическим полиальфаолефиновым (ПАО);
  • другие синтетические масла (полиэфирные, гликолевые, силиконовые и т.п.) могут быть совместимы с минеральными – это зависит от их строения.

Допустимость перехода с минерального масла на одно из вышеперечисленных лучше уточнить у официального представителя завода-изготовителя Вашей машины.

Химически активные вещества – присадки – добавляются в ГСМ в виде наборов (пакетов). При замене одного типа масла другим важно следить за тем, чтобы набор присадок в пакетах был одинаковым. Для полного соответствия этому требованию лучше выбрать масло от одного производителя.

 

2. Может ли синтетическое масло стать причиной течи в сальниках, уплотнителях или самом двигателе?

Нет. В большинстве случаев подтекание смазочных материалов происходит по причине отвердевания и выкрашивания материалов, из которых изготовлены прокладки. Правильно подобранное синтетическое масло не может быть причиной течи. Ряд производителей, таких как Castrol, добавляют в ГСМ присадку, которая способствует восстановлению материала уплотнений.

В то же время теоретически любое масло может ускорить износ этих элементов, если эксплуатационные характеристики Вашего автомобиля ему не соответствуют. Внимательно смотрите на допуски, установленные производителем, и выбирайте только те ГСМ, которые рекомендованы для двигателя Вашей машины.

 

3. Насколько важно при замене масла использовать ту же марку и тип?

При замене масла некоторое его количество (5-10% от ранее залитого) все равно остается в двигателе. В процессе дальнейшей эксплуатации автомобиля неизбежны реакции между пакетами присадок. Химический состав основы и присадок у каждого производителя свой, поэтому более безопасным является переход на масло того же производителя, но с иными характеристиками, чем на масло других марок с идентичными параметрами. Хотя бы 2-3 сервисных цикла необходимо использовать масло другого типа, но произведенное той же компанией. При взаимодействии нового и остатков старого масел их свойства могут несколько изменяться – будьте готовы чаще менять масло первые несколько циклов.

 

4. Когда моторное масло приобретает чёрный цвет, это означает, что его пора заменить?

Потемнение цвета – это естественный процесс, который не указывает на то, что характеристики моторных масел ухудшились.

Изменение цвета масла до угольно-черного возможно уже после 300-400 км пробега. Сгорание топлива приводит к появлению частиц сажи и иных продуктов горения, которые, перемешиваясь с маслом, придают ему темную окраску. Также некоторые присадки могут заметно темнеть со временем, что также изменяет цвет масла.

Определяя необходимость замены масла, ориентируйтесь не на его цвет, а на периодичность, предписанную производителем двигателя.

 

5. Насколько важно использовать рекомендуемые моторные масла и правда ли, что синтетические масла используются только в высококлассных автомобилях или при экстремальных температурных условиях?

В каждом двигателе необходимо использовать масла, рекомендуемые производителем. При этом в большинстве случаев различные модификации синтетических масел могут эффективно применяться для всех типов моторов.

Широкий диапазон присадок позволяет применять масла в условиях любого климата и при любой температуре.

В том случае, если для двигателя, установленного в Вашей машине, производителем рекомендовано несколько видов моторных масел, в условиях экстремальных температур предпочтительнее использовать синтетические, чем минеральные. Можно привести ряд примеров:

  • запуск двигателя в сильный мороз возможен только при использовании синтетических или полусинтетических масел. Такие компании, как Castrol, разработали ГСМ, которые позволят Вам завести машину при температуре вплоть до -45˚ С. Минеральное масло густеет при температуре ниже 0° С;
  • при интенсивной эксплуатации – на высоких оборотах или при длительном непрерывном использовании – синтетические масла обеспечат лучшую защиту по сравнению с минеральными. Ряд моторных масел может активно противостоять окислению и износу элементов двигателя при температуре до 200°C.

 

6. Являются ли синтетические масла менее экономичными, чем минеральные?

Однозначный ответ дать сложно. С одной стороны, использование синтетического масла позволит реже заливать его в двигатель. Правильно подобранный пакет присадок поможет лучше защитить двигатель от износа и быстрее заводиться в холодную погоду, экономя топливо.

С другой стороны, любое синтетическое масло дороже минерального. Также при возрасте двигателя более 10 лет синтетика будет расходоваться значительно быстрее, чем минеральные ГСМ.

 

7. От чего зависит время эффективной работы моторного масла?

На время эффективной работы влияет ряд основных факторов:

  • основные функциональные свойства масла (вязкость, температура вспышки, общее щелочное число);
  • эксплуатационные показатели (состояние двигателя, масляного, топливного и воздушного фильтров, стиль вождения, качество работы системы охлаждения);
  • качество используемого топлива (имеется в виду не столько октановое число, сколько наличие в топливе примесей, образующих нагар на внутренних элементах двигателя).

 

8. Изменяются ли свойства моторных масел в процессе эксплуатации?

Да. Все виды моторных масел изменяют свои свойства при различных условиях эксплуатации. Выделяют 2 температурных режима работы двигателя, во время которых характеристики масла количественно и качественно меняются: высокотемпературный (горячий двигатель) и низкотемпературный (холодный).

При высокой температуре усиливается каталитическое воздействие кислорода – соответственно, масло, а также побочные продукты горения окисляются в большей степени. При повышенной температуре некоторые виды моторных масел не в полной мере справляются с нагрузкой и не вбирают в себя все остатки несгоревшего топлива. В этом случае на стенках цилиндров образуются высокотемпературные отложения – нагары и лаки.

При низкой температуре (менее 95˚) топливо хуже прогорает и оставляет больше побочных продуктов. При этом могут образовываться вязкие мазеобразные окисления и осадки, такие как сажа и шлам. При несвоевременной замене масла эти вещества в больших количествах откладываются в камере сгорания, снижая КПД двигателя и увеличивая износ поршневой группы.

 

9. Чем отличается синтетическое масло от минерального?

Минеральные масла – это продукт первичной переработки нефти. В составе таких масел присутствует ряд примесей, в том числе сера, активные углеводороды и иные вещества, которые снижают ресурс работы и приводят к нарастанию отложений на стенках цилиндров.

Синтетические масла – это продукт химического синтеза. Нефть для их производства была многократно обработана, в результате чего в ней отсутствуют любые нежелательные примеси. Все виды синтетических масел Castrol отличаются высокой степенью молекулярной однородности, что позволяет им лучше переносить экстремальные условия.

 

10. Чем обуславливается ресурс работы масла?

Ресурс работы смазочного материала напрямую зависит от его моющей способности. Она, в свою очередь, определяется щелочным числом (TBN). Данный показатель свидетельствует о том, насколько высока концентрация щелочей в составе масел. Их наличие обусловлено необходимостью деактивировать кислоты, вызывающие коррозию в двигателе. TBN не является стабильным показателем – при эксплуатации мотора он понижается, соответственно, уменьшается и способность масел противостоять процессам окисления. Утратившим работоспособность считается масло, щелочность которого уменьшилась более чем на 50% по отношению к номинальному значению.

 

Информация с официального сайта Castrol